Валерий Золотухин - артист золотой поры Таганки
30 марта 2013 года, ушел из жизни Валерий Золотухин.
Золотухин — артист золотой поры любимовской Таганки. Театральная жизнь Золотухина, актера редкого шарма и невероятного темперамента, была насыщенной не только в триумфальные годы Таганки — тогда в его биографии, скорее, преобладало кино — но и после, когда кого-то из великих не стало, а артисты начали покидать театр, сначала при Анатолии Эфросе, потом из-за ссоры с Любимовым.
Валерий Золотухин всю жизнь оставался с Таганкой, и в 2000-х работал очень много, выходил на сцену в «Живаго», «Высоцком», «Медее», «Театральном романе». Остался и в 2011-м, когда принял непростое решение возглавить театр — об этом просила труппа, разругавшаяся с отцом-основателем.
Однако Таганка, в которой он всегда был частью театрального замысла — это только половина славы Золотухина; его значение как самостоятельного киноактера, воплотившего на экране сотни образов, невозможно переоценить. Многие его роли были сопряжены с воплощением на экране сводящей с ума боли жизненного выбора, который причем нередко за героев делали обстоятельства, оставляя им лишь страдания.
Не самой яркой, но показательной в этом отношении является роль раскаявшегося полубезумца Бена Ганна, пирата, оставленного товарищами на Острове сокровищ в наказание за непослушание. В воробьевской детско-юношеской экранизации Стивенсона 1982 года именно Золотухину досталась роль, сравнимая если не с Агасфером, то, по крайней мере, с мифологическими грешниками Танталом и Сизифом.
Одна из первых кинокартин Золотухина — «Интервенция» 1968 года — пролежала на полке почти 30 лет. В ней актер сыграл наследника банкирских капиталов Женю Ксидиаса, глупого и наивного «гимназиста-наполеона», от которого последовательно отказываются революция, контрреволюция, Антанта, мать, уголовники — и такая же глупая и наивная девушка, которую он любил. Безмозглый дурачок в зеленой фуражке с гербом гимназии благодаря Золотухину стал по-настоящему трагической фигурой, раскрывающий весь экзистенциальный ужас правдивой и универсальной русской пословицы: куда ни кинь — всюду клин.