Людмила Савельева, знаменитая Наташа Ростова
Народная артистка РСФСР Людмила Савельева, знаменитая Наташа Ростова из фильма «Война и мир», отметила 77-й день рождения!
Ах, эти огромные синие глаза, доверчиво распахнутые в непередаваемом, волшебном предчувствии счастья...
Для миллионов она так и осталась Наташей. В честь ее героини называли дочерей все, кто сходил с ума по фильму «Война и мир». Неудивительно, что «Оскар», который доверили получить именно Людмиле Савельевой, был лишь малой толикой признания, которое обрушилось на никому не известную юную балерину. «Она станцевала Наташу Ростову», — утверждали строгие критики. Мир рукоплескал. Не устоял даже сдержанный на сантименты Восток: 1972-й был объявлен в Японии годом Савельевой…
Девочка, которая танцует
В детстве Люсенька (как называли Людмилу друзья и родные) постоянно улыбалась и танцевала. Откуда в этой маленькой ленинградке, перенесшей чудовищные месяцы блокады и еле вырвавшейся из когтей смерти, было столько света и оптимизма, не понимали даже самые близкие — родители и сестры. Как-то раз она встретила на улице балерину, которая просто сразила девочку своей красотой и грацией. И Люся твердо решила что непременно стать балериной! В этом решении ее поддержала бабушка, которая, не рассчитывая, впрочем, на особый успех, отвела внучку в хореографическое училище.
— Девочек там было несметное количество! — вспоминает актриса. — А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила. А когда я пришла на третий тур, то услышала: «Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» И меня приняли.
Вскоре девочка уже танцевала на сцене Мариинки: в одиннадцать лет она дебютировала в «Щелкунчике» — исполнила танец с кувшинками.
Все началось с почти случайного снимка, который какой-то английский фотограф сделал для рекламного буклета. Вскоре этот буклет издали, и на последней полосе с подписью «Будущая звезда русского балета» было фото Савельевой.
«Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Вскоре портрет девушки попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, нарушив запрет шефа, — «Балерин не смотреть, все они плохие артистки!» — все-таки решила поискать нужный образ в Мариинке. К тому моменту режиссер уже просмотрел более трехсот претенденток на роль Наташи, но так и не нашел подходящую. Впрочем, и Людмила, которую все-таки «заманили» на пробы в Москву, ему сначала не понравилась.
Приехали мы на «Мосфильм», — рассказывает актриса. — Это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Люся должна была прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Но у нее ничего не получилось. Ей дали еще один шанс.
Пришли на следующий день (Наступило завтра), и… вот чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры… выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: «А в вас что-то есть от Наташи!»...
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала… Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину».
А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.
— Девочек там было несметное количество! — вспоминает актриса. — А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила. А когда я пришла на третий тур, то услышала: «Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» И меня приняли.
Вскоре девочка уже танцевала на сцене Мариинки: в одиннадцать лет она дебютировала в «Щелкунчике» — исполнила танец с кувшинками.
Все началось с почти случайного снимка, который какой-то английский фотограф сделал для рекламного буклета. Вскоре этот буклет издали, и на последней полосе с подписью «Будущая звезда русского балета» было фото Савельевой.
«Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Вскоре портрет девушки попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, нарушив запрет шефа, — «Балерин не смотреть, все они плохие артистки!» — все-таки решила поискать нужный образ в Мариинке. К тому моменту режиссер уже просмотрел более трехсот претенденток на роль Наташи, но так и не нашел подходящую. Впрочем, и Людмила, которую все-таки «заманили» на пробы в Москву, ему сначала не понравилась.
Приехали мы на «Мосфильм», — рассказывает актриса. — Это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Люся должна была прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Но у нее ничего не получилось. Ей дали еще один шанс.
Пришли на следующий день (Наступило завтра), и… вот чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры… выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: «А в вас что-то есть от Наташи!»...
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала… Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину».
А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.
— Девочек там было несметное количество! — вспоминает актриса. — А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила. А когда я пришла на третий тур, то услышала: «Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» И меня приняли.
Вскоре девочка уже танцевала на сцене Мариинки: в одиннадцать лет она дебютировала в «Щелкунчике» — исполнила танец с кувшинками.
Все началось с почти случайного снимка, который какой-то английский фотограф сделал для рекламного буклета. Вскоре этот буклет издали, и на последней полосе с подписью «Будущая звезда русского балета» было фото Савельевой.
«Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Вскоре портрет девушки попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, нарушив запрет шефа, — «Балерин не смотреть, все они плохие артистки!» — все-таки решила поискать нужный образ в Мариинке. К тому моменту режиссер уже просмотрел более трехсот претенденток на роль Наташи, но так и не нашел подходящую. Впрочем, и Людмила, которую все-таки «заманили» на пробы в Москву, ему сначала не понравилась.
Приехали мы на «Мосфильм», — рассказывает актриса. — Это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Люся должна была прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Но у нее ничего не получилось. Ей дали еще один шанс.
Пришли на следующий день (Наступило завтра), и… вот чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры… выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: «А в вас что-то есть от Наташи!»...
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала… Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину».
А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.
— Девочек там было несметное количество! — вспоминает актриса. — А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила. А когда я пришла на третий тур, то услышала: «Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» И меня приняли.
Вскоре девочка уже танцевала на сцене Мариинки: в одиннадцать лет она дебютировала в «Щелкунчике» — исполнила танец с кувшинками.
Все началось с почти случайного снимка, который какой-то английский фотограф сделал для рекламного буклета. Вскоре этот буклет издали, и на последней полосе с подписью «Будущая звезда русского балета» было фото Савельевой.
«Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Вскоре портрет девушки попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, нарушив запрет шефа, — «Балерин не смотреть, все они плохие артистки!» — все-таки решила поискать нужный образ в Мариинке. К тому моменту режиссер уже просмотрел более трехсот претенденток на роль Наташи, но так и не нашел подходящую. Впрочем, и Людмила, которую все-таки «заманили» на пробы в Москву, ему сначала не понравилась.
Приехали мы на «Мосфильм», — рассказывает актриса. — Это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать…»
Люся должна была прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Но у нее ничего не получилось. Ей дали еще один шанс.
Пришли на следующий день (Наступило завтра), и… вот чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры… выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: «А в вас что-то есть от Наташи!»...
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала… Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину».
А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.
Но на пробу Савельеву Бондарчук всё же пропустил. И опять пожалел. Диалог Наташи с юным кадетом, в котором она, девчонка, пытается предстать роковой соблазнительницей, у балерины никак не выходил. Она была уже сама не рада, искала возможность, как бы повежливее попрощаться — и назад в Ленинград. Тем более что изначально особых иллюзий не строила, понимая, что даже внешне не похожа на героиню: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у Наташи в романе, а синие…
Но упрямая помощница всё же уговорила режиссёра дать молодому дарованию ещё один шанс. Этот шанс Люся уже не упустила. На следующий день ей выдали «платье Наташи», надели на голову парик. Увидев себя в зеркале, Савельева и внутренне преобразилась. «Я действительно почувствовала себя Наташей Ростовой!» — вспоминала актриса. И Бондарчук это преображение разглядел.
Последняя её проба была самой ответственной. Савельевой нужно было сыграть прощальную сцену Наташи и князя Андрея, которым был… Иннокентий Смоктуновский. К тому времени Смоктуновский уже отказался от роли князя Болконского ради роли Гамлета, но иногда забегал на съёмочную площадку к Бондарчуку. А тот попросил его выручить — подыграть в эпизоде… Савельева вспоминала: когда она, глядя в глаза Болконскому-Смоктуновскому, произнесла: «Год, неужели целый год?», — по щеке актёра покатилась слеза. И она заплакала вслед за ним. Сцена была сыграна на все сто.
После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения кинематографистов. Через несколько дней принесли телеграмму: «Поздравляем Наташу!»
«Войну и мир» снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не заезжая в гостиницу, — на съёмки. Такой график даром не прошёл — актриса несколько раз падала в обморок прямо на площадке. Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленинграде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы… Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.
Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не поспорил. А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».
Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Именно Савельевой доверили получить главную мировую кинематографическую награду — «Оскар». Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.
«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озорство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».