Новые правила для водителей: семь изменений в ПДД
Уходящий ноябрь оказался неожиданно богатым на важные нововведения для водителей.
Прежде всего, следует отметить правительственное постановление (от 24 ноября 2018 г. №1414), которое внесло ряд важных изменений в «святая святых» для каждого обладателя водительского удостоверения – Правила дорожного движения.
Новая редакция ПДД начнет действовать уже с 7 декабря (по истечении семи дней после даты официального опубликования постановления).
Рассмотрим все по порядку:
1. Расширено понятие «пешеход»
Раньше к пешеходам причислялись (помимо тех, кто находится на дороге вне транспортного средства) также те, кто передвигается на самокате, роликах и т.д.
Среди них указывались лица на инвалидных колясках без двигателя. Но, как известно, прогресс не стоит на месте и большинство колясок сейчас оснащены двигателем.
В связи с этим возникала нелепейшая ситуация: инвалид на коляске без двигателя – это пешеход, а вот с двигателем – уже водитель. Наконец, коллизия снята: к пешеходам теперь относятся все лица на инвалидных колясках (как с двигателем, так и без него).
2. Бумажный полис ОСАГО необязателен
В пункте 2.1.1 ПДД перечислены документы, которые водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию сотрудника ГИБДД. В том числе указывается страховой полис ОСАГО.
Но поскольку сейчас ОСАГО можно оформить электронным полисом, ПДД дополнены в этой части: водитель вправе предъявить сотруднику ГИБДД распечатку электронного полиса вместо стандартного бланка.
3. Дополняются обязанности водителя при попадании в ДТП
В пункте 2.5 Правил предусматривается, что водитель в случае ДТП должен немедленно остановить автомобиль, обеспечить сохранение картины ДТП, включить «аварийку» и поставить знак «аварийная остановка».
Новая редакция ПДД вменяет также водителю в обязанность «соблюдать меры предосторожности, находясь на проезжей части».
4. Меняется порядок оформления ДТП
С недавнего времени прежняя редакция ПДД вступила в противоречие с новым порядком оформления ДТП с помощью «европротокола»: в п. 2.6.1 ПДД указывалось, что водители при наличии разногласий об обстоятельствах ДТП обязаны вызвать полицию.
Между тем, с июня этого года допускается составлять «европротокол» ДТП без вызова сотрудников ГИБДД даже при наличии разногласий – если причинен только имущественный вред и он не выходит за рамки 100 тысяч рублей.
Соответствующие коррективы внесены теперь и в ПДД: водители не обязаны сообщать о ДТП в ГИБДД, если по закону его оформление допускается без участия сотрудников полиции.
5. Уточнены правила действия запретительных дорожных знаков
Знаки, которые запрещают стоянку (как постоянно, так и отдельно по четным и нечетным числам), не будут распространяться на автомобили, которыми управляют инвалиды (независимо от группы инвалидности), а также предназначенные для перевозки людей с инвалидностью.
Такие транспортные средства должны быть оснащены специальным опознавательным знаком «Инвалид». Напомню, что эти знаки теперь выдаются исключительно учреждениями медико-социальной экспертизы.
6. Знак «Шипы» больше не обязателен
Известный всем белый треугольник с красной каймой и буквой «Ш» можно снять со своего автомобиля уже 7 декабря. Новые изменения в ПДД исключают его из числа опознавательных знаков, которые должны устанавливаться на автомобили с шипованными шинами.
Напомню, что с апреля 2017 г. пользоваться автомобилем без этого знака было запрещено. Однако практика показала, что никакой практической пользы это правило не несет: технические возможности современных автомобилей намного перекрывают влияние шипованных шин на скорость торможения – так что особой разницы в этом плане между автомобилями с шипами и без не наблюдается.
А вот обзор заднего вида этот знак водителям часто ограничивает, что куда более опаснее резкого торможения. Поэтому в новой редакции ПДД знака «Ш» больше не будет.
7. Опознавательный знак «Инвалид» не будет зависеть от группы инвалидности
Раньше в ПДД предусматривалось, что знак «Инвалид» может обозначать транспортные средства, которые управляются инвалидами 1-2 группы либо перевозят инвалидов 1-2 группы или детей-инвалидов.
Таким образом, 3 группа инвалидности, по сути, не позволяла пользоваться специализированным транспортным средством на льготных условиях.
Теперь эта несправедливость устранена: указание конкретных групп исключается – значит, знак могут устанавливать все лица, которым присвоена инвалидность, без исключения.